О проблемах общения с ребенком в семье

Воспитатель группы раннего возраста

Колонцова Виктория Викторовна

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом должен именно близкий человек, который обладает жизненным опытом, знает особенности характера своего малыша, является для него авторитетом.

Для многих родителей неприятности возникают, как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя, демонстрирует свою неумелость и зависимость. Родители в недоумении: что случилось с ребенком? Но вдруг и случайно ничего не бывает. В жизни человека, как и в природе, все взаимосвязано. И, возникающие у ребенка проблемы в общении, не исключение. Давайте разберемся, как это происходит.

Начинается все обычно с непонимания, недовольства, нежелания общаться или распада нормального общения (словесной агрессии, повышенного тона и др.). Одна из причин такой ситуации - это ограничение контактов ребенка с родителями. Занятость родителей на работе, загруженность бытовыми проблемами, болезнь одного из родителей или родственников, проживающих в семье, конфликт или развод родителей, все это создает препятствия для удовлетворения потребности общения ребенка с близкими людьми, и как следствие этого разрушается сложившаяся система отношений.

Если семья не переживает серьезных бытовых или эмоциональных проблем, а отношения с ребенком стали напряженными, он перестал слушаться и делиться своими переживаниями, то скорее всего причина в недостатке внимания и общения с ним мамы и папы. Особенно остро дети реагируют на утрачивание близости с мамами в период их выхода на работу, смене работы или графика. Какой бы ни была в данном случае ситуация лекарство одно - как можно больше проводить времени вместе с ребенком и общаться прежде всего в процессе прогулок и совместных игр.

Для того, чтобы насытится вашим общением, ребенку недостаточно времени по утрам и вечерам, которое занято сборами или домашними делами. В эти моменты общение с ребенком разворачивается между делом. Недостаточно и времени общения непосредственно перед сном, когда многие читают или разговаривают в кровати. Полноценно свою потребность в общении дети удовлетворяют только тогда, когда мама только играет с ним, только рисует с ним, а не делает еще какие-то другие дела.        

Напряженность в общении и трудности во взаимопонимании возникают иногда еще из-за характера самого малыша, который, конечно же, во многом является результатом воспитания, а значит, сами родители невольно создают эту проблему.

Стиль воспитания "кумир семьи", при котором ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу, приводит к формированию эгоистического типа личности. Ребенок считает такие отношения единственно верными и правильными, и когда взрослые ожидают от него помощи, послушания, ответственности за свое поведение, то встречают протест, неудовольствие или отрешенность. Общение может стать не только напряженным, но и враждебным.

Взрослые недоумевают, почему на любовь и заботы ребенок не отвечает взаимностью. А происходит это потому, что взаимности этой нужно учить годы, и упражнять постоянно ребенка в умении уступить, выслушать, простить, понять настроение и самочувствие взрослого, сдерживать свое нежелательное поведение.

Начиная с 3-летнего возраста, нужно обращать внимание ребенка на самочувствие, настроение взрослого, учить подождать, немного занять себя чем-то. Ребенка необходимо приучать не настаивать на своем, а рассмотреть ситуацию с разных сторон, проявить терпение и понимание. Взрослый должен не только учить ребенка выслушивать и принимать позицию другого человека, но, прежде всего, показать пример, как можно сформулировать свою позицию, обсудить ситуацию, найти удобный для всех вариант. Сначала детям очень трудно дается такой опыт, но по мере ежедневных упражнений, они привыкают к взаимному диалогу и овладевают навыками конструктивного общения.

Авторитарный, грубый и властный стиль общения и воспитания также становиться причиной недоброжелательности или замкнутости ребенка в общении с членами семьи. При подавлении личности ребенка, мир кажется ему враждебным, ребенок либо отвечает враждебностью, либо уходит от контактов, создает мир собственных фантазий. Это очень опасный способ детской самозащиты потому, что внешне ребенок ведет себя спокойно, не грубит, не спорит, подчиняется требованиям, а авторитарно настроенный взрослый принимает это за идеальный результат правильного воспитания, гордиться собой и не отдает себе отчета, что малыш теряет связь с миром. У ребенка на фоне постоянной напряженности формируются патологические черты личности (подозрительность, замкнутость, скрытая агрессивность и склонность к депрессии). Отношения с ребенком невозможно наладить, а общение сделать полноценным и здоровым, пока взрослый не изменит стратегию своих взаимоотношений с ребенком.

Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: "ваше здоровье в ваших руках". Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Когда родители способны разобраться в причинах поведения ребенка, связать их с собственными поступками, когда они способны изменить взаимоотношения в семье, то временная разобщенность и непонимание будут только временными и преодолимыми, мир и взаимопонимание будут налажены, покой и радость опять воцарятся в вашей душе и доме!

 

**********************************************************************************************

Консультация для родителей

,,Математика в повседневной жизни ребенка “

Воспитатель средней группы

Кукина Ольга Степановна

     Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

      Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений окружающего его мира.

     Помните, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким -  либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное.

    В программе по математике для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

     Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.

       По дороге домой или в детский сад рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Важно, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, толстый-тонкий.  Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, дети употребляют слова для сравнения большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

     Для знакомства с цифрами, обращайте внимание на цифры, которые окружают вас в повседневной жизни, например в календаре, на циферблате и т.д. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?».

      Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра. Называйте день недели, спрашивайте; а какой вчера был день, какой сегодня, какой будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте с ребенком в игру «Раз, два, три-ищи!». Ребенок ищет спрятанный предмет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в» и т.д.

        В непосредственной обстановке, на, кухне, вы можете познакомить ребенка с объемом.

     Жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддержания и развития к математике.

 *********************************************************    

Книги для детей от трех до пяти…

 

Воспитатель старшей группы 

Бервинова К.Ю.

 

               

         Детвора в этом возрастном периоде представляет собой в основном не читающую, а слушающую аудиторию.  Главное в книгах для детей – увлекательное и доброе содержание и правдоподобные иллюстрации. У ребенка к каждому произносимому слову создаются определенные ассоциации: например, услышав слово «солнце», малыш тут же поднимает к небу глазки, а при слове «солнышко» - начинает ласково улыбаться. Самые лучшие произведения для дошкольников создаются так же, как и народный фольклор: в незатейливых сюжетах скрыты чувства добра и сострадания, закладываются кирпичики бережливости и трудолюбия.

Дошкольники – это наивные и глубоко верящие всему люди. Поэтому книги, которые мы подбираем для детей, должны быть максимально искренними, с эмоциональным содержанием, поскольку пресные книжки, даже на очень полезные темы, ничего кроме скуки не смогут вызвать у ребенка, что в свою очередь просто отвернет малыша от чтения. 

Начинать читать ребенку следует как можно раньше. Часто, взрослые, читая книги для детей, как бы отбывают традиционную повинность. Такое совместное чтение не принесет радости и малышу. Но, порой бывает так, что сами взрослые уговаривают ребенка послушать увлекательную историю. Вот в такой ситуации и происходит замечательный процесс общения между взрослым и ребенком. 

Читать стоит те книги, которые нравятся Вам. Только в этом случае у малыша проснется подлинный интерес: ведь дети замечательные психологи и на интуитивном уровне чувствуют фальшь. По ходу чтения не стоить комментировать все подряд. Ребенок сам домысливает и воспринимает все услышанное по - своему. Отвечать необходимо только на те вопросы, которые ребенок сам задает по ходу прочтения книги. 

Читая книги для детей, не забывайте о небольшой интриге: останавливайтесь на интересных местах. Это будет стимулировать ребенка как к дальнейшему прослушиванию книги, так и к порывам самостоятельного чтения. Даже когда малыш научится читать сам – не прекращайте чтения вслух! Ребенок внимательно следит за вашей интонацией и учится декламировать, с большим интересом пытается «напомнить» содержание прочитанного отрывка, пересказывая прочитанные истории. Подбирая книги для совместного чтения, старайтесь угадывать «читательское» настроение ребенка: если Вы интуитивно чувствуете, что предлагаемая книга именно сегодня не очень интересна малышу – отложите её на потом.

 

 *********************************************************   

Роль животных в жизни ребенка

Воспитатель подготовительной группы

Прокопьева А.Ю. 

 

         Большая часть взрослых уверены, что домашнее животное для ребенка – это всего лишь игрушка, которая вскоре надоест. Как ни странно, но мамы и папы не всегда правы.

        Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле. Ухаживая за тем или иным животным, дети не только учатся его кормить и убирать за ним, но и узнают много нового из жизни того или иного животного. Общение с домашними питомцами воспитывает в детях доброту, ласку, сердечность, у ребёнка формируются основы экологической культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры.

          Кроме того, животные являются источником: знаний ребенка о природе; развития сенсорики; развития логического мышления.

          Дети учатся видеть зависимости: если кошка виляет хвостом – злится, если собака сидит около двери и скулит – хочет гулять; различных видов деятельности: игра, наблюдение, труд и т.д.; радостей и переживаний; эстетического развития и воспитания; трудового воспитания; физического развития.

         Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что, если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

        Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры.  Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать. Сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.

       Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходимо детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.

        В отличие от игрушки, животное дышит, бегает. Активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.

      Решая, какого друга завести, ответьте на вопросы: А в чем больше нуждается ваш ребенок? Какие у него проблемы?

   У кошки он учится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки – умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

         Вот и задумайтесь, мои дорогие родители, нужно ли вашему ребёнку животное?  

 

 *********************************************************  

                                          Детская агрессивность. 

Воспитатель младшей группы

Феденкова Ольга Васильевна

 

             Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.     

         В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

 Когда это началось?

  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь? 

        Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы. Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.            

         Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. 

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" (для детей с 4 лет) 

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить". 

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ" (для детей с 4 лет)  

Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол. 

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 "ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО” (для детей с 4 лет) 

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д. 

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. 

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" (для детей с 5 лет) 

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: 

 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

 

********************************************************* 

 Современные требования к математическому развитию дошкольников и их мыслительной деятельности 

Козырева Анна Александровна,

воспитатель средней группы 

 В современном обществе одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми математических знаний и элементарных пред­ставлений в детском саду. Дошкольники в ходе своего развития получают первые элементарные представления о математике. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Имею­щиеся методики и средства формирования элементарных математических представлений разработаны специально по возрастным категориям с учётом постепенного развития у дошкольников навыков и способностей в данном направлении.

 В процессе формирования элементарных математических представле­ний и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление. Это стано­вится действенным, если при постановке занятий, учитывается периодич­ность и последовательность развития познавательных процессов у ребёнка, в зависимости от психофизического развития каждого ребёнка. Если ребёнок не достиг того возраста, в котором он способен понять математические про­цессы, то занятия не будут играть никакой роли для его сознания.

  Способно­сти каждого ребёнка зависят от его индивидуально-психологических особен­ностей. Математические способности не могут быть врождёнными, так как врождённые бывают только анатомически-физиологические особенности че­ловека. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей считается дошкольный возраст. Дети в дошкольном возрасте наблюдают и подражают взрослым, они наблюдают за каждым действием и внимательно слушают, что говорит воспитатель и это важное свойство. Де­тей надо учить самостоятельно, действовать, показывать и рассказывать о своих действиях. Дошкольников надо побуждать к тому, чтобы они повто­ряли за воспитателем о свойствах и качествах предметов.  Дети по выпуску из детского сада должны быть готовы к первому классу, а так же адаптиро­ваны к внешней самостоятельной жизни. Они ведь не всегда и везде будут ходить за ручку с мамой. Часть времени дети будут проводить самостоя­тельно и полагаться на свои навыки – это и есть процесс развития.

 Одним из наиболее естественных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра, при помощи которой происходит становление и раз­витие интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражение, само­стоятельность. Современные математические игры стимулируют настойчивое стрем­ление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, составить алгоритм), проявить при этом познавательную инициативу и самостоятель­ность. Они помогают развивать внимание, память, речь, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к действию, коллективному поиску, проявлению инициативы в преобразовании игровой ситуации.

Таким образом, можно выделить следующие современные требования к математическому развитию дошкольников: развитие познавательных интересов; интеллектуального развитие; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности. 

 

*********************************************************

Если ребенок часто устраивает истерики

 

воспитатель 1 категории

 группы раннего возраста

Маковская Татьяна Николаевна

 Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком Низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

  Как предотвратить проблему

 Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

  Как справиться с проблемой, если она уже есть

  Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

 Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

 Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

 Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

*********************************************************

Книги для детей от трех до пяти…

О.С.Кукина
воспитатель 1 категории

 

Детвора в этом возрастном периоде представляет собой в основном не читающую, а слушающую аудиторию.  Главное в книгах для детей – увлекательное и доброе содержание и правдоподобные иллюстрации. У ребенка к каждому произносимому слову создаются определенные ассоциации: например, услышав слово «солнце», малыш тут же поднимает к небу глазки, а при слове «солнышко» - начинает ласково улыбаться. Самые лучшие произведения для дошкольников создаются так же, как и народный фольклор: в незатейливых сюжетах скрыты чувства добра и сострадания, закладываются кирпичики бережливости и трудолюбия.

      Дошкольники – это наивные и глубоко верящие всему люди. Поэтому книги, которые мы подбираем для детей, должны быть максимально искренними, с эмоциональным содержанием, поскольку пресные книжки, даже на очень полезные темы, ничего кроме скуки не смогут вызвать у ребенка, что в свою очередь просто отвернет малыша от чтения. Начинать читать ребенку следует как можно раньше. Часто, взрослые, читая книги для детей, как бы отбывают традиционную повинность. Такое совместное чтение не принесет радости и малышу. Но, порой бывает так, что сами взрослые уговаривают ребенка послушать увлекательную историю. Вот в такой ситуации и происходит замечательный процесс общения между взрослым и ребенком. Читать стоит те книги, которые нравятся Вам. Только в этом случае у малыша проснется подлинный интерес: ведь дети замечательные психологи и на интуитивном уровне чувствуют фальшь. По ходу чтения не стоить комментировать все подряд. Ребенок сам домысливает и воспринимает все услышанное по - своему. Отвечать необходимо только на те вопросы, которые ребенок сам задает по ходу прочтения книги. Читая книги для детей, не забывайте о небольшой интриге: останавливайтесь на интересных местах. Это будет стимулировать ребенка как к дальнейшему прослушиванию книги, так и к порывам самостоятельного чтения. Даже когда малыш научится читать сам – не прекращайте чтения вслух! Ребенок внимательно следит за вашей интонацией и учится декламировать, с большим интересом пытается «напомнить» содержание прочитанного отрывка, пересказывая прочитанные истории. Подбирая книги для совместного чтения, старайтесь угадывать «читательское» настроение ребенка: если Вы интуитивно чувствуете, что предлагаемая книга именно сегодня не очень интересна малышу – отложите её на потом. 

 

**************************************************************

Формирование у детей младшего школьного возраста

адекватного восприятия академической музыки 

 Н.В.Зыскунова
заведующий ГБДОУ № 53

Практически все исследователи сходятся в том, что ведущую роль в формировании «музыкальной культуры» человека играет восприятие музыки. Так же считается, что восприятие музыки – слушание и осознание ее эмоционального содержания – предшествует любому виду музыкальной деятельности. Причем младший школьный возраст очень важен для формирования вкусов и дальнейшей «музыкальной восприимчивости».

Формирование положительного восприятия классической музыки можно, на мой взгляд, начинать не с чисто инструментальных жанров, а с комбинированных, таких как опера или балет. Фрагменты музыкального действия вкупе со словом (пением) или движением для неподготовленного зрителя и слушателя являются более понятным материалом для осмысления. Непременным фактором для знакомства с миром классической музыки должна быть теоретическая подготовка. Это может быть заранее прочитанное произведение или краткий пересказ сюжета, просмотр картин и зарисовок по сюжету. А может быть специально подготовленный ведущий, который уже во время просмотра в театре или концертном зале разъясняет и комментирует происходящее на сцене. Такой опыт уже имеется в Мариинском театре, который выпускает годовые абонементы специально для малышей, а далее для школьников. В рамках этих представлений маленьких зрителей знакомят с классикой в усеченном варианте (отдельными номерами, ариями, ансамблями), объясняя при этом сюжет произведения, замысел автора, и даже при каких условиях или жизненных обстоятельствах сочинялось то или иное произведение. Мероприятие занимает не больше часа, музыка комбинируется с комментариями ведущего, дети не успевают устать и воспринимают отдельные фрагменты произведения лучше, чем, если бы они слушали его полностью.

После основной части программы «овладения мастерством умелого слушателя» – непосредственного знакомства с музыкой – следует через какое-то время обсудить услышанное и просмотренное, попытаться изобразить в рисунках, любительских театральных ли танцевальных постановках дома или в школе. Данный этап необходим, для завершения цикла восприятия. Иначе, услышанная впервые музыка так и останется в сфере трансцендентного, может не случиться перехода от абстрактных ощущений к материальным ощущениям, которые имеют выражение в словах, художественном творчестве, движениях, а значит, обретают символическую форму.

 

*****************************************************************************

Как приучить ребенка слушать музыку в концертном зале?

 
Т.Е.Курышева
музыкальный руководитель
высшей категории

Если вы хотите, чтобы ребенок разделил вашу любовь к музыке и театру, необходимо знать, что всему свое время и не стоит торопиться с походами на концерты, предназначенные исключительно для взрослой аудитории. Если же вы решили взять ребенка на подобное мероприятие, то возможно эти советы помогут вам и вашим детям получить удовольствие от совместного времяпровождения.

Накануне концерта обязательно расскажите ребенку о репертуаре, коллективе, о том, где будет проходить концерт.

О правилах поведения лучше поведать ребенку заранее. Взрослые, пытающиеся грозным шепотом внушить ребенку правила хорошего тона на концерте вызывают только сочувствия.

Если ребенок устал, плохо себя чувствует, капризничает и не настроен на концерт, то посещение лучше отложить. Ситуация, когда ребенку силой прививают любовь к искусству недопустима.

Постарайтесь сделать дорогу от концертного зала и обратно не утомительной.

Поход на концерт- своего рода праздник, и поэтому красивая, нарядная одежда будет кстати. Пусть для ребенка это будет яркое, даже в мелочах, событие.

Очень рекомендую взять бинокль. Ребенку будет интересно наблюдать за происходящем на сцене.

Малыш может взять с собой любимую игрушку, конечно, это не могут быть дудочка или свисток, но мягкая игрушка или кукла вполне уместны.

Билеты лучше всего брать недалеко от входа, тогда при необходимости можно будет выйти из зала, никого не потревожив.

В антракте ребенку нужно обязательно подвигаться.

Дома обязательно обсудите увиденное и услышанное, и вы узнаете много интересного о своем ребенке.

 

******************************************************

Ребенок и компьютер

А.П.Кривобокова
воспитатель 1 категории 

Современные дети очень много общаются с компьютером. На экране дисплея оживают не только любые фантазии ребенка, герои книг и сказок, но и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир. Навыки компьютерной грамотности дошкольник приобретает на основе уже имеющихся у него других знаний. Некоторые дети вместе с родителями «общаются» дома с компьютером и иногда уверенно заявляют: «Я уже умею работать на компьютере!» На взрослых лежит большая ответственность: развить в ребенке познавательный интерес, любознательность, самостоятельность в поисках ответов на возникающие вопросы, сформировать представление о компьютерной грамотности как важной деятельности для приобретения новых знаний.

На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка.

Компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику пальцев рук, визуальное восприятие объектов, логическое мышление, память, внимание, зрительно – моторную координацию.

Компьютерные игры учат детей мыслить аналитически в любой ситуации, классифицировать и обобщать, добиваться свой цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть и другая сторона медали.

Нужно понимать, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Существуют определенные ограничения по времени.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.

Таким образом, время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером, пагубно будет влиять на его зрение. Но не все дети способны сами себя контролировать. В таком случае можно использовать специальные программы, которые будут напоминать ребенку о времени и при необходимости выключать компьютер.

Не стоит опасаться пагубного влияния компьютера, при правильном подходе, он будет приносить только пользу. А для того, чтобы компьютер стал верным другом, родителям тоже необходимо повышать свой навык владения им, чтобы понимать, чем увлечены их дети и разделять их успехи. Поэтому станет он верным другом или врагом, зависит только от нас.

**************************************************************************

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей.

Т.И.Никольская
Старший воспитатель
 
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной
жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,
входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский

Начинать работу надо с организации развивающей среды. Изготовить практический материал: разработать дидактические и развивающие игры, папки с силуэтными моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создать условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создать творческую активности изготовить кукол – королева Кисточка, Карандаш, Незнайка и др).

В работе использовать различные методы и приемы: одномоментный, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.

Формы проведения занятий выбирать разные: путешествия, превращение в мастеров-художников.

Младший дошкольный возраст:

-Рисование пальчиками.

-Оттиск печатками из картофеля.

-Тычок, жесткой полусухой кистью.

Средний дошкольный возраст:

-Оттиск поролоном.

-Оттиск печатками из ластика.

-Восковые мелки + акварель.

-Свеча + акварель.

-Отпечатки из листьев.

-Рисунки из ладошки.

-Волшебные веревочки.

Старший дошкольный возраст:

-Кляксография с трубочкой.

-Монотипия пейзажная.

-Печать по трафарету.

-Кляксография обычная. 

1.Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средство выразительности: фактурность окраски.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага.

Способ получения изображения:

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким способом заполняется весь рисунок, шаблон, контур. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 2.Оттиск печатками из картофеля.

Возраст от 3 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки или пластиковые коробочки, в которые вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке и наносит оттиск на бумагу.  Для получения другого цвета меняется подушечка и печатка.

 3.Оттиск поролоном.

Возраст от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки или пластиковые коробочки, в которые вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из поролона.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке и наносит оттиск на бумагу.  Для получения другого цвета меняется подушечка и поролон

 4.Оттиск печатками из ластика.

 Возраст от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки или пластиковые коробочки, в которые вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из ластика.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает ластик   к штемпельной подушечке и наносит оттиск на бумагу.  Для получения другого цвета меняется подушечка и печатку.

 5.Восковые мелки + акварель.

Возраст от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет. Линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварельной краской в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 6.Свеча + акварель.

Возраст от 5 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет. Линия.

Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 8.Печать по трафарету.

Возраст от 5 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет. Линия.

Материалы: мисочки или пластиковые коробочки, в которые вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата нитью), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.  Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафарет.

 9.Монотипия предметная.

Возраст от 5 лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, симметрия

Материалы: плотная бумага кисти, акварель или гуашь.

Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы изображаются симметрично). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 10. Кляксография обычная.

Возраст от 5 лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, или жидкая гуашь. Пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получается пятна в произвольном порядке. Затем лист закрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть гуашью, а другой ее прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.